postheadericon Меры профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Консультации для педагогов и родителей

Инструкция

по организации действий работников  МАДОУ  №  3 при обнаружении явных признаков жестокого обращения с детьми.

Алгоритм действий специалистов дошкольного учреждения в случае

появления жалоб ребенка на насилие, при наличии травм специфического характера, позволяющих заподозрить факт насилия:

— Сообщить  заведующей  дошкольного учреждения.

— Показать ребенка медицинскому работнику, при наличии необходимости оказание экстренной медицинской помощи. Обеспечить  ребенку эту помощь: вызвать «Скорую помощь», отвезти в травматологический пункт, сообщив об этом родителям или законным представителям ребенка (при невозможности  связаться с родителями – специалисту отдела опеки и попечительства муниципального образования).

— Сообщить родителям или опекунам (законным представителям) о наличие признаков насилия у ребенка, получить письменное объяснение от них.

— При подтверждении предположения об имевшем насилии сообщить информацию (в виде письма) в органы внутренних дел, прокуратуру, отдел опеки и попечительства МО.

— Принять меры по сопровождению семьи с целью предупреждения повторного насилия (например, при выявлении физических наказаний в семье) или по изъятию ребенка из семьи при обнаружении сексуального или физического насилия и невозможности гарантировать безопасность ребенка в дальнейшем.

— При выявлении ситуации, когда ребенка наказывают физически, с родителей берутся объяснения в письменном виде, предупреждение о уголовной ответственности, в дальнейшем устанавливается контроль за физическим и психологическим состоянием ребенка (устанавливается внутренний контроль).

— При неэффективности мер психолого-педагогического сопровождения, родители предупреждаются на педагогическом Совете учреждения об ответственности за совершаемые действия. При неэффективности этих мер, информация направляется в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – КДН и ЗП).

— В дошкольном учреждении размещена в доступном месте для родителей  и сотрудников информация о службах помощи пострадавшим от различных случаев насилия, координаты и информация о работе КДН и ЗП, Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае.

— В дошкольном учреждении имеется информация о способах защиты детей и обеспечение собственной безопасности (консультации, тренинги).

         Психическое (эмоционально дурное общение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка) – эти два вида насилия, которые в большинстве случаев можно отнести к хроническим видам насилия. Исключение составляет эмоционально дурное обращение (оскорбление, изгнание из дома или не пускание домой, сообщение информации, которая оказывается психической травмой для ребенка) или др. действия, которые могут привести к опасным для жизни ребенка реакциям (суицидальные реакции, уход из дома и др.). Эти ситуации могут рассматриваться как острые, на которые необходимо реагировать как на опасные для жизни и здоровья. В иных случаях эмоционально дурное обращение и пренебрежение основными потребностями ребенка носят хронический характер.

Алгоритм действий специалистов дошкольного учреждения в случае установления  факта  наличия острой ситуации психического насилия по отношению к ребенку.

— Оказать психологическую помощь ребенку, не оставлять его одного, без наблюдения взрослых до разрешения ситуации и приведения ребенка в адекватное психологическое состояние.

— Сообщить родителям или  другим законным представителям о состоянии ребенка.

— Получить у родителей (законных представителей) разъяснения по поводу психологического состояния ребенка, опасного для его жизни и здоровья.

— При адекватной реакции родителей сообщить координаты центра и учреждений, которые могут оказать помощь в данной ситуации.

— Контролировать разрешение ситуации через контакт с родителем и/или ребенком.

— При неадекватной реакции родителей сообщить о данной ситуации в органы защиты прав детей (КДН и ЗП, органы опеки и попечительства) с выяснением возможности дальнейшего помещения ребенка в больницу или реабилитационный центр до разрешения ситуации.

 

Явные признаки жестокого обращения с детьми:

— Следы побоев, истязаний, другого физического воздействия.

— Следы сексуального насилия.

— Запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.).

— Отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними.

— Систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна. Ребенка выгоняют из дома.

— Асоциальное поведение ребенка: ребенок не посещает детский сад, побирается, грязно или не по сезону одет.

— Наличие какой-либо информации о фактах жестокого обращения с детьми.

— Наличие информации о фактах вовлечения несовершеннолетних в употребление спиртных напитков и наркотических веществ.

— Наличие информации о фактах вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.

 

Очевидные внешние признаки, на которые необходимо реагировать специалистам дошкольных учреждений:

— асоциальное поведение ребенка;

— ребенок часто и без причин пропускает детский сад;

— у ребенка на теле травмы, следы насилия;

— ребенок побирается,

— ребенок грязно или не по сезону одет;

— семья ведет асоциальный образ жизни и не заботится о ребенке;

— наличие какой-либо информации о фактах жестокого обращения с детьми;

— наличие информации о фактах вовлечения несовершеннолетних в употребление спиртных напитков и наркотических веществ;

— наличие информации о фактах вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.

 

Алгоритм действий специалистов дошкольного учреждения в случае выявления признаков жестокого обращения с ребенком:

— Каждый работник дошкольного учреждения обязан немедленно письменно сообщить об этом заведующей садом.

— Информируются родители (законные представители).

— Заведующая самостоятельно или по её поручению педагог (в присутствии психолога) проводит собеседование с родителями, которое протоколируется.

— Отдельно проводится беседа с ребенком в присутствии психолога.

— При подтверждении признаков жестокого обращения с ребенком, письменно информируются: прокуратура и ОДН, органы социальной защиты, которые действуют в рамках своих должностных обязанностей.

 

Алгоритм работы  педагогов  дошкольного учреждения по выявлению случаев жестокого обращения с детьми:

1.Подробное изучение социально-педагогических характеристик групп и индивидуальных характеристик детей из данных воспитателей при составлении социального паспорта дошкольного учреждения, а также из собеседований с воспитателями.

  1. Участие в работе методического объединения воспитателей для своевременного получения информации о детях и их семьях (выявление личностных и семейных проблем).
  2. Составление карточек детей, попадающих в «группу риска» и семей, с которыми необходима постоянная социально-педагогическая и психологическая работа (социальный патронаж).
  3. Использование различных форм работы с родителями в целях их информирования и просвещения (родительские собрания, консультирование, анкетирование и т.д.) на тему «Жестокое обращение и насилие» с использованием законодательной базы об ответственности лиц, допускающих жестокое обращение.
  4. Ознакомление сотрудников учреждения с признаками факторов риска для раннего выявления фактов жестокого обращения с детьми, «внешние признаки реагирования», поведенческие признаки ребенка и родителей.
  5. При работе с семьями обращать внимание на «сигналы», характеризующие проявление какой-либо формы насилия в воспитании детей.

Педагоги дошкольного учреждения должны знать механизм взаимодействия по оперативному обмену информацией о случаях жестокого обращения с детьми и оказанию им помощи, знать контактные телефоны межведомственных служб:

ОПДН  —   Фетисов Алексей Викторович, (инспектор Кукса Юлия Сергеевна); тел. 6-37-92

КДН и ЗП  — Чебатарев Владимир Иванович, тел.  6-26-16;

специалисты отдела – тел. 6-21-07

Органы опеки  — Зеленева Анна Александровна, тел.  5-51-81;  

специалисты отдела — тел. 5-92-39:

«Телефон доверия»8 861-224-58-48,

по ним можно получить оперативную помощь специалиста.

  1. Обратиться в центр социально-психологической реабилитации для получения помощи психолога по реабилитации ребенка.
  2. Организовать социально-педагогическое и психологическое сопровождение пострадавшего и оказание необходимой помощи (коррекция детско-родительских отношений, индивидуальная работа с каждым членом семьи, коррекция особенностей поведения и общения с участниками образовательного процесса, предотвращение агрессивного поведения и межличностных конфликтов и т.д.)
  3. В случае необходимости организовать пребывание пострадавшего ребенка в реабилитационном центре или стационаре.
  4. В системе воспитательной работы дошкольного учреждения со всеми участниками образовательного процесса вести просветительскую работу по предупреждению случаев жестокого обращения с детьми.

 

Основные задачи:

— Проводить профилактические мероприятия по предупреждению жестокого обращения с детьми.

— Внимательно относиться к внешним проявлениям случаев жестокого обращения с детьми.

-Оперативно информировать правоохранительные органы о выявлении случаев жестокого обращения с детьми.

— Проводить работу по реабилитации жертв насилия.

Своевременное выявление случаев жестокого обращения с детьми и оказание оперативной помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения позволит сохранить их жизнь и здоровье, обеспечить их защиту.

 

 

Яндекс.Метрика