postheadericon Страница воспитателя — Облицова С.А.

Конспект ОД по развитию мелкой моторики рук в старшей группе «Путешествие в подводный мир»  — подготовила воспитатель Облицова С.А.

Цель:

Закреплять представление об обитателях подводного мира. Продолжать знакомить с профессией  археолога.

  1. Развивать творческую активность детей, умение создавать декоративные композиции заданной тематики, мелкую моторику рук
  2. Воспитывать интерес и заботу к подводным обитателям.

Активизировать словарь: археолог, раскопки, акваланг, батискаф, морской  

          ёж, морская звезда, осьминог, краб, коралл, жемчужина и т.д. 

 Материал: ёмкости с песком и водой; макет замка; ткань голубого цвета; картинки с изображением морских животных» слайды подводного снаряжения аквалангиста» ракушки, перламутровые бусины; фонограмма «Шум моря».

 На каждого ребенка: стекла, салфетка, кисть, воздушный шар, тренажер «осьминог», коробка для природного материала, рамки для фотографий и плоскостные фигурки морских животных (из соленого теста), клей ПВА.

Предварительная работа: (на занятии): Лепка из соленого теста рамки для фотографий, плоскостных фигурок морских животных. Изготовление макета замка из конструктора или мелкого строительного материала. 

       Ход занятия:

Воспитатель:           Мне ладони покажите-

                                   Правую и левую!

                                   В кулачек скорей сожмите

                                   Пальчики умелые.

                                   Разожмите… рассмотрите…

                                   И скорее мне скажите:

                                   Для чего нужны нам. Дети,

                                  Ловкие ладошки эти? (дети отвечают)

Посмотрите на свои руки! У мальчиков они сильные, крепкие, у девочек- нежные, ласковые. И у всех вас- умелые и трудолюбивые.

             Мы отправляемся в увлекательное  путешествие, во время которого нашим рукам придется потрудиться.

Нам поможет загадка:

                         В нем соленая вода

                         Ходят по нему суда.

                         Летом взрослые и дети

                         Ездят отдыхать туда.

                         Что это?

Дети: Море.

Воспитатель: Наши  пальчики — «путешественники» отправляются в дальний путь к морю.

       Дети проходят вдоль столов, перебирая пальцами по их поверхности, подходят к емкости с песком, в котором закопан макет замка.

Перед нами возвышается холм. Интересно, что он таит в себе? Что там можно найти? Там, ребята, разные предметы, древние орудия труда, посуда, полый город.

Как называют ученых, которые ищут древние предметы?

Дети: Археологи.

Воспитатель: Зачем они это делают?

Дети: Археологи хотят знать, как жили раньше люди.

Воспитатель: Какие инструменты используют археологи  при проведении раскопок?

Дети: При проведении раскопок пользуются маленькими лопатами, скребками, щетками, кистями.

Воспитатель: Зачем археологи используют кисти и щетки?

Дети: Счищают песок кистями и щетками.

Воспитатель: Как следует обращаться с находками?

Дети: Ученые откапывают предметы осторожно, чтобы не повредить находки.

Воспитатель: Давайте возьмём инструменты. Может быть и мы найдём что — ни будь  интересное.

                    Используя кисти, дети очищают макет от песка.

Воспитатель: Это старинный замок. Когда-то его построили на берегу моря. Прошли века, его засыпало песком. Мы с вами провели раскопки, и теперь все могут любоваться замком. А мы продолжаем путешествие.

                     Звучит фонограмма» Шум моря». Дети подходят к емкости с водой.

Воспитатель: По песочному берегу, мы подошли к морю. Послушайте, как оно шумит. Тревожно, таинственно. Опустите руки в воду. Что вы чувствуете? Что видите?

Дети: Вода прохладная, на дне мелкие гладкие камешки.

Перебирают гальку пальцами, играют с водой. По окончании вытирают руки салфетками.

Воспитатель: В морских глубинах обитает множество удивительных животных. Как человек может наблюдать за ними? Какие приспособления и аппараты помогают людям опускаться на дно?

Дети: Водолазный костюм, акваланг, маска, подводная лодка, батискаф.

              Воспитатель показывает слайды снаряжения аквалангиста.

Воспитатель: Представьте себе, что мы медленно входим в воду. Набегающие волны ласкают наши ноги. Нам дышится легко и свободно.

Вода чиста и прозрачна. Мы заходим все глубже. Мимо нас проплывают юркие рыбки. Покачиваются водоросли. Мы оказались на дне моря.

           Дети подходят к столу, покрытому голубой  тканью. На нем оформлен  ландшафт  морского дна разложены галька, перламутровые бусины, ракушки разных форм и размеров, картинки обитателей морского дна.

Воспитатель: (достает тренажеры осьминоги): Посмотрите, кто это притаился под камнем?

Дети: Маленькие разноцветные осьминоги

Воспитатель: Они смотрят на нас, наверное, хотят, чтобы мы с ними поиграли.

            Каждый ребенок надевает на палец резинку, к свободному концу которой прикреплен осьминог, играет с ним..

Дети (выполняют движения в соответствии с текстом):

             Я веселый осьминог,

             У меня так много ног,

             Чтоб удобно было мне

             Жить среди камней на дне.

             Сильным, ловким быть стараюсь,

             Приседаю, поднимаюсь,

             С рыбкой в танце закружусь

             И на камни опущусь.

Воспитатель: Осьминоги прячутся среди камней, а мы отправляемся дальше. Дети снимают осьминогов с пальцев.

Кого ещё мы можем встретить на морском дне?

Показ изображения обитателя морского дна, дети называют животных.

А какие здесь красивые кораллы. На что они похожи?

 Дети: На деревья, кустарники.

Воспитатель: Я вам предлагаю каждому собрать немного гальки, ракушек, жемчуга (перламутровые  бусины) на память о путешествии. Нам пора возвращаться на сушу.

      Дети набирают морской материал, рассаживаются за столы, где лежат рамки для фотографии и фигурки морских обитателей, сделанные ими на предыдущих занятиях.

Воспитатель: Используя дары моря и свои заготовки, каждый  из вас может украсить рамку для фотографии.

       Дети выполняют задание.

Воспитатель: Замечательные рамки получились! Нам с вами предстоит  совершить немало увлекательных путешествий.  Мы будем лепить, рисовать, мастерить и строить, и в этом нам помогут наши умелые пальчики.

Солнце красное взойдёт,

Утро новое придёт.

Наши пальчики проснуться,

За работу вновь возьмутся!

               Дети выполняют расслабляющие упражнения для рук.

 

Мастер-класс (круглый стол для родителей и воспитателей) «Нетрадиционные методы работы с детьми дома по развитию мелкой моторики рук» 

Автор: Воспитатель группы компенсирующей направленности: Облицова С.А. МАДОУ ЦРР д/с №3

Цель: показать методы и приёмы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей. Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями логопедических групп. Установить, влияет ли развитие пальцевой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей. 

Родители сидят за столами, на которых находятся разные предметы:

пуговицы, пробки от пластиковых бутылок, прищепки, пинцет, пипетка, различные шнуровки, «сухие бассейны»- емкости, наполненные горохом или фасолью, разносы с сыпучими материалами, карандаши, различные виды мозаики и т. д.

Представлена выставка литературы по теме: «Развитие мелкой моторики у детей».

Оформлена выставка дидактических пособий для развития мелкой моторики «Это Вам поможет буквы ровные писать» (шнуровки, волчки, тренажеры из пробок, игры и пособия М.М. Монтессори и т.д.) 

Ход:

                                                   « Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»                                                                                                          (В.Сухомлинский).

Дошкольный возраст – это, прежде всего, возраст игры, возраст развития творчества, воображения, любознательности. Одно из направлений моей работы – это развитие речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

В практике моей работы с детьми группы компенсирующей направленности  прослеживается прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием мелкой моторики рук  у каждого ребёнка. Это важно на протяжении всего дошкольного детства. Если будут развиваться пальцы рук, то будет развиваться речь и мышление ребёнка, отпадут проблемы в обучении не только в 1 классе, но и в дальнейшем.

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д., тряпочки, предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев.

Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы.

Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

1.Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

— способствует овладению навыками мелкой моторики;

— помогает развивать речь;

— повышает работоспособность головного мозга;

— развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

— развивает тактильную чувствительность;

— снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Дети с удовольствием принимают участие в играх — потешках. Самый известный вариант такой игры — «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится игротренинг).

Моя семья

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

Капуста

 Что за скрип?   (сжимаем и разжимает кулаки)

Что за хруст?        (переплетаем пальцы рук)

Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)

Как же быть без хруста     (ладони с растопыренными пальцами перед собой)

Если я капуста?   (пальцы полусогнуты, изображают кочан)

Мы капусту рубим, рубим…     (ребро ладони)

Мы морковку трем, трем      (кулаками трем друг о друга)

Мы капусту солим, солим     (щепотками)

Мы капусту жмем, жмем.     (сжимаем и разжимаем кулаки)

На выставке мы представили Вам многообразие литературы о значении и содержании пальчиковой гимнастики. Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. (Предложить подборку игр с различными предметами).

2.Игры с пуговицами

Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д.

Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

3.Игры с сыпучими материалами

Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

 

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

Мы тесто месили,

Мы тесто месили,

Нас тщательно все промесить попросили,

Но сколько не месим

И сколько не мнем,

Комочки опять и опять достаем.

 

Насыпаем в кружку сухой горох. На каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Можно подобрать любые четверостишия, например:

Зашагали ножки: топ-топ-топ,

Прямо по дорожке: топ- топ- топ.

Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,

Вот как мы умеем: топ- топ- топ.

Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набираем целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д).

В «сухой бассейн» помещаем горох и бобы. Ребенок запускает в него руку и старается наощупь определить и достать только горох или только бобы.

4.Игры с пробками от бутылок

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это -«лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Если пробки просверлить посередине — можно использовать тоже для нанизывания бус.

Игры с прищепками

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! ».

Представьте вместе с малышом, что прищепки — это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона — это кормушка. Ну а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и т. д.

Ну и, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым. Можно сопровождать работу проговариванием стишка:

Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку.

Игры с пинцетом и пипеткой.

Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем, развивает его моторику.

Игры с бусинами, макаронами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п.

Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

 

8.Игры – шнуровки

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразные шнуровки представлены на выставке). Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.

9.Аппликация

Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты — как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж.

С 3-х лет (иногда и раньше) можно учиться вырезать ножницами, главное чтоб они были безопасными, с закругленными концами. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из всё тех же цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Игра на вырезание узоров из в несколько раз сложенных листочков бумаги имеет неоспоримое преимущество. Как бы ни коряво вырезал ребенок, все равно получиться узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.

10.Работа с пластилином

Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Можно надавить на нашу лепешку настоящей монеткой, чтобы получить отпечаток.

Кусочки пластилина

Катает наша Зина,

Шарики, колбаски,

И оживают сказки,

Пальчики стараются,

Лепят, развиваются.

Если пластилин по какой-то причине вас пугает, изготовьте для малыша соленое тесто. Игра доставит удовольствие вне зависимости от результата. Вот рецепт: мука — соль — вода — подсолнечное масло. Мука и соль берется в одинаковом количестве, а воды на треть меньше (например, на стакан муки стакан соли, 2/3 стакана воды, ст. ложка масла). Перемешать и замесить. Если лепится плохо, добавить воды. Тесто может долго храниться в холодильнике в целлофановом пакете. Чтобы вылепленные фигурки стали твердыми, запекайте их в духовке, чем дольше, тем лучше. Затвердевшие фигурки можно будет раскрасить красками. Всякий раз, когда вы готовите настоящее тесто, давайте кусочек полепить и малышу.

Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение.

11.Рисование

Рисование — одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Предлагайте детям разнообразные задания: это использование книжек-«раскрасок», рисование пальцами на стене в ванной, используя обычные краски, дорисовывание, штриховки, игры -обводки. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т. д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов. Существует множество фабричных игр – обводок.

Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. В наше время предлагаются в магазинах специальные пальчиковые краски.

Очень необычно рисовать пористыми губками, маленькими резиновыми мячами с шершавой поверхностью. Дети с удовольствием используют так называемые «печатки».

Очень надеемся, что мы смогли Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок.

Для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша.

Играть с пальчиками рук можно дома, в гостях, на улице, в транспорте, в песочнице и т. д. Давайте попробуем вместе помочь малышу в речевом развитии и займемся развитием мелкой моторики. Все зависит от вас и вашей фантазии. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!

 

У вас все получится!

Яндекс.Метрика